Новости


19 Март 2009

Кризис благотворительности

Компании замораживают свои благотворительные проекты из-за экономического кризиса. Общественные фонды говорят о резком сокращении пожертвований. Нелегко приходится организациям, чье финансирование зависит от социальных программ бизнеса. Судьба благотворительности на ближайшие кризисные годы зависит от щедрости простых людей.

Корпоративная благотворительность и кризис - две вещи трудносовместимые. Компании неохотно признаются, что вынуждены сокращать благотворительные проекты, а порой и полностью их сворачивать. Корпоративные пожертвования сократятся в этом году как минимум в два раза, ведет подсчеты Фонд "КАФ Россия", который как раз работает с благотворительными программами компаний. Когда начинается кризисная оптимизация расходов, легче пожертвовать социальными программами, говорит эксперт фонда Юлия Юдина: "Главная тенденция, что не появляется каких-то новых благотворительных корпоративных программ. Вторая тенденция - что те программы, которые существуют, они не расширяются - в лучшем случае остаются на прежнем уровне. Третья тенденция, что 30% из существующих благотворительных корпоративных программ сталкиваются с сокращением бюджетов, которые выделяют компании".

Почти все руководители общественных фондов друг друга знают, переживают. Рассказав о своих благотворительных заботах, советуют позвонить коллегам. Общественные организации, которые в большей степени зависят от корпоративных пожертвований, уже устали рассказывать о своих проблемах. Татьяна Тульчинская, директор благотворительного фонда помощи детям сиротам "Здесь и сейчас", не смогла скрыть раздражения, когда услышала от меня, что некоторые руководители благотворительных организаций не заметили, что пришел кризис: "Честно говоря, не знаю, ответите ли вы мне на вопрос, кто сказал, что кризис не отразился. Так не бывает. Что касается корпоративных всяких программ, то они сейчас в стадии глубокого замораживания. Те компании, которые поддерживают нас, это примерно 30% , сказали: пока пауза. Примерно 30% сказали, что сейчас пока деньги продолжаем давать, но ничего не гарантируем, что будет дальше. Ну и 30% - дают. Все сейчас очень настороженны в условиях необходимости выживания".

Дело в том, что в период кризиса общественные фонды особенно четко разделились на две группы - первые, кто зависит от корпоративных социальных программ, и вторые (им сейчас живется легче) - это фонды, которые работают с частными пожертвованиями. По мнению многих экспертов, судьба благотворительности на ближайшие кризисные годы зависит от простых людей, а не от крупных компаний и корпораций. Принцип "с миру по нитке" в очередной раз оправдывает себя, убеждена руководитель фонда "Адреса Милосердия" Ольга Суворова, несмотря на кризис, простые люди не перестали помогать: "Я верю только в ту благотворительность, когда миллион человек даст по рублю, а не один человек даст миллион. Сейчас мы видим вот результат этого. Один человек или одна фирма, которая давала миллион, она разорилась или она не может , или у нее поменялись приоритеты, и, соответственно, эти средства из благотворительности ушли. Тот ресурс такой народной частной благотворительности , когда один человек может дать 10 рублей, 50, 100 рублей - вот он , к счастью, остался".

Пятилетней Лизе Обливанцевой, которая страдает ДЦП, адреса помощи помогают уже четвертый год. По словам мамы Елены, только благодаря частным пожертвованиям каждый год девочка может проходить курс реабилитации. "ДЦП - ребенок лежачий, не переворачивался, голову не держал, и я раз в году обращаюсь за помощью. Курс реабилитации дорогой - 80 тысяч, 40 тысяч, проходим мы курсы 5-6 раз в году. Это очень тяжело, я бы не смогла, нереально оставаться без помощи", - говорит Елена.

Но с частными пожертвованиями есть другая проблема - психологическая. Как правило, люди дают деньги сиротам и тяжело больным детям. У корпоративной же благотворительности больше адресатов - это пожилые люди, беженцы, бывшие заключенные. Все они могут рассчитывать на общественные фонды, которые финансируются за счет бизнеса. 

Корпорации-доноры очень осторожно комментируют сокращение благотворительных бюджетов. По тому, как реагируют на подобные вопросы, можно в какой-то степени судить, как в компании идут дела. В "РусАле" отказались рассказать о своих социальных проектах. Оно и понятно - полно других забот. Часть крупных благотворителей будут пересматривать финансирование социальных программ в зависимости от экономической ситуации. Как правило, те, кто не собираются сворачивать благотворительность, готовы о ней рассказать, как, например, "Альфа Банк". Директор по информационной политике Леонид Игнат охотно согласился дать комментарий на тему "благотворительность и бизнес". "Мы не планируем их сокращать, - уверяет он. - Все программы, в которых участвует "Альфа Банк", они тщательно отбирались. Мы внимательно изучаем возможности и соответственно принимаем решения, которые не склонны менять под влиянием обстоятельств".

Некоторые общественные организации могли бы научить бизнес, как заниматься благотворительностью в условиях кризиса, когда не хватает денег на социальные проекты. Например, фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам" относительно легко переживает трудные финансовые времена. Фонд занимается поиском не денег, а добровольцев, которые бы бесплатно согласились помочь. Так и компании могли бы заняться корпоративным волонтерством - установить бесплатно компьютерные программы или провести аудит, если компания предоставляет, например, финансовые услуги.

Елена Жихарева

Источник: vesti.ru

вернуться назад