Новости


29 Январь 2009

Инвалид и ребенок — персоны нон грата

Руководство петербургского метрополитена упорно отказывает инвалидам и мамам с маленькими детьми в колясках в праве пользования подземным транспортом. 
Пандусы и лифты для людей с ограниченными возможностями не устанавливаются, вопреки законам и обещаниям, даже на новых станциях. И, похоже, не будут установлены никогда.
 
Введенные в эксплуатацию перед наступлением 2009 года станции метрополитена, вопреки обещаниям, оказались не оборудованы пандусами для инвалидов-колясочников. На фотографиях, сделанных корреспондентом «Росбалта», видно, что переход со станции «Пушкинская» на новую станцию «Звенигородская» ни на одной из лестниц не оборудован пандусами. 

Ранее, в ответ на критику горожан, начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин обещал исправить ситуацию и оборудовать пандусами хотя бы новые станции метрополитена. При этом построенные ранее станции, по заверению начальника ГУП, оборудовать пандусами невозможно из-за неких технических проблем.

По версии Владимира Гарюгина, петербургский метрополитен (в отличие от метрополитенов соседних городов, Москвы и Хельсинки) не может обслуживать инвалидов-колясочников и мам с детьми в колясках, потому что коляски создают угрозу безопасности других пассажиров и самих инвалидов.
 
Напомним, что весь прошлый год в городских СМИ шла активная кампания в поддержку прав маломобильного населения, а сами горожане активно обсуждали эту проблему на страницах газет и в сети Интернет. В результате мнение жителей поддержало и правительство города – губернатор Валентина Матвиенко дала поручение профильным ведомствам срочно решить проблему, а на заседании городского правительства было принято постановление «О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспортом».

Тем не менее, это постановление метрополитеном не выполняется: на большей части станций и переходов пандусов нет, и их установка не планируется. Больше того, инвалиды и мамы с детьми в колясках жалуются, что им зачастую отказывают в допуске в метро под разными предлогами.
 

Юлия Шавель, пресс-секретарь СПб метрополитена, в беседе с корреспондентом «Росбалта» подтвердила, что даже новые станции метро не будут оборудованы пандусами, поскольку «лестницы имеют там слишком большой уклон». Кроме того, «эскалаторы метрополитена не предназначены для перевозки колясок, и на этот счет в распоряжении администрации метро имеется письмо производителя (эскалаторов, — прим.ред.), запрещающего перевозку колясок».

Отметим, что аргументы о невозможности установки пандусов, приводимые сотрудниками метрополитена, весьма разнообразны: так, объясняя ситуации применительно к станции «Технологический институт», Юлия Шавель сообщила, что там «слишком крутые лестницы», потому что «это станция глубокого залегания». А когда речь зашла о станции «Автово», расположенной неглубоко, причиной невозможности установки пандусов там стала «округлая форма вестибюля».

Когда корреспондент «Росбалта» задал прямой вопрос о явном нежелании руководства метрополитена решать проблему, Юлия Шавель неожиданно признала, что это действительно так.

«Мы считаем, что петербургский метрополитен не готов к перевозке колясочников, и инвалидам следует пользоваться наземным транспортом», — заявила пресс-секретарь подземки. Более того, открытая с большой помпой станция «Парнас», где имеется лифт для инвалидов, стала, по выражению Шавель, «головной болью метрополитена». Дело в том, что, попав с помощью этого лифта в метрополитен, выбраться на поверхность инвалид уже не может, и вынужден возвращаться назад.

Примечательно, что законы РФ и Санкт-Петербурга прямо обязывают органы власти и руководителей организаций всех форм собственности создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов ко всем объектам социальной инфраструктуры. 

Этого требует Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в статья 15-й которого говорится о том, что «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры».

Кроме того, установлены и санкции за неисполнение этого закона: Кодекс РФ об административных правонарушениях. В статье 9.13. «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур» предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Существует также несколько региональных законов и постановлений правительства Петербурга, прямо запрещающих ввод в эксплуатацию объектов транспорта и социальной инфраструктуры без пандусов или лифтов.

За время действия этих законов в Петербурге прокуратурами районов и города были наказаны десятки руководителей рынков, магазинов и учреждений культуры, вынужденные затем в срочном порядке решать проблему доступа инвалидов на свои объекты. К сожалению, самого массового нарушителя прав инвалидов и маломобильных групп населения прокуратура и городские власти не замечают.

www.rosbaltpiter.ru/2009/01/15/609871.html

вернуться назад